sasha2605 (sasha2605) wrote,
sasha2605
sasha2605

Categories:

Путевые заметки дня (круиз по Чёрному морю)

В последних числах июня раздался неожиданный телефонный звонок. Милая девушка, пригласившая в круиз компании "Экспо-тур" по Чёрному морю, больше всего опасалась, что прямо завтра я отплыть не смогу.

Ну, нам не привыкать, и уже на следующий день, меньше чем через сутки я уже отплывал из родного порта на теплоходе Adriana по кольцевому маршруту Одесса-Севастополь-Новороссийск-Сочи-Феодосия-Ялта-Одесса...


Итак...

То, что вы хотели узнать о черноморских круизах, но стеснялись спросить...


Для начала, как и положено, немного истории.

Крымско-Кавказская круизная линия была основана в затёртом 1859 году. То есть, пользуясь цитатой классиков, еще "при Александре II - Освободителе, когда Черноморск был еще вольным городом".

Основало её Российское общество пароходства и торговли (РОПиТ) как пассажирско-почтовую, и кораблики тогда бегали между Одессой, Севастополем, Феодосией и Керчью, с грузинским Поти её соединяла Кавказская линия.
Спустя 19 лет, в 1879-м, линию продлили до Батума.

(Оффтопик: Интересно, что одним из основателей РОПиТ был Николай Александрович Новосельский - в будущем одесский городской голова, при котором в Одессе появился водопровод. Я живу буквально на углу улицы Новосельского...)

Войны и революции развитию круизного дела, мягко говоря, не способствовали, а в 1918 году флот и предприятия РОПиТ были вообще национализированы благодарными большевиками. Советская история Крымско-Кавказской линии начинается в 20-х годах и длится аж до 1992 года с перерывом на войну. В 80-х годах по Крымско-Кавказской линии курсировал десяток кораблей, теплоходы выходили из Одессы ежедневно, а в некоторые дни недели - и по два в день.

Был период, когда линия длилась от болгарской Варны до грузинского Батуми с заходами в Одессу, Евпаторию, Ялту, Новороссийск, Сочи, Сухуми и Батуми.

После 1992 года - 15 лет бездействия. Были попытки у компании "Антарктика" поставить на возрождённую линию теплоход "Тарас Шевченко", но первой серьезной попыткой всё-таки нужно считать компанию "Укрферри" с её "Южной Пальмирой" и круговым маршрутом Одесса-Ялта-Сочи-Стамбул-Одесса в июле 2007 года. Но - после трёх рейсов всё сошло на нет.

На этот раз петербуржцы прямо сегодня, по крайней мере, уже завершили четвёртый рейс... Они для этого даже создали Черноморско-Балтийскую круизную компанию, которая и выступает организатором круиза. Так что можно сказать, что четвёртое пришествие Крымско-Кавказских круизов в Чёрное море, как минимум, состоялось.

И вот как это было...

Теплоход Adriana - небольшой. По размеру - он всего на три метра длиннее советских "Узбекистана" или "Молдавии" - 104 метра. На корме во время стоянок полощется гордое знамя Федерации Сент-Китс и Невис (ну-ка, дети, кто быстро покажет нам её на карте?) - корабль приписан именно к порту Бассетер этой великой державы.

На время морских переходов флаг снимают, чтоб не истрепался, - и это правильно: не переть же обратно в этот самый Сент-Китс или даже Невис за другим флагом, а так - где его еще найдешь?! Снимают и все другие приветственные флажки...



Несмотря на скромные размеры, судно принимает около трёхсот пассажиров, хотя мне и сложно представить, как все триста человек могут залезть в маленький бассейн с морской водой на корме?



Бассейн в дождливую погоду - на Чёрном море даже в июле случается и такое.

Adriana целиком выглядит так...


Стафф-капитан Олег Молимон, на которого возложены еще и нелёгкие функции общения с прессой, рассказал, что экипажа на судне - аж сто два человека. В основном, наши, но есть и гондурасцы, и кубинцы... Что любопытно - на судне целых три капитана, не считая старпомов и прочих помощников - сам стафф-капитан, капитан-наставник Василий Боровский и, собственно, просто капитан - Андрей Кузьменко.

Олег Молимон шутит, что такое количество шкиперов часто вызывает удивление в портах прихода...

- Так я их спрашиваю: вы что, не в курсе, что по последним инструкциям Евросоюза на флоте должен быть один капитан на каждые сто пассажиров?! У нас триста мест - значит, три капитана.

У меня сразу возник резонный вопрос: а какой из трёх капитанов будет, не дай бог, в случае чего покидать судно последним?..

Олег Александрович замялся, но потом признался, что, наверное, он сам покинет борт вместе с пассажирами, потому что именно он за нас всех отвечает.



Стафф-капитан Adiriana Олег Молимон

Что ещё необходимо знать о судне? Мы жили в самой простой каюте без изысков и иллюминатора - ох, какое спасибо я сказал через пару дней за это "неудобство", когда мы попали в шторм! Дело в том, что если пляшущей линии горизонта не видишь, то и ощущаешь себя гораздо спокойнее - как на качельках...

Тем не менее, в каюте есть душ-туалет-умывальник и большой шкаф.







Для сравнения - вид на каюту с иллюминатором. Разница, прямо скажем, небольшая. Как говорится, самурай без меча подобен самураю с мечом, только без меча © Анекдот.


Про культурную составляющую круиза, еду и напитки на борту я еще расскажу отдельно, скажу лишь, что "внутренние" цены меня сильно удивили - имея некоторый круизный опыт, я ожидал вдвое, а то и втрое больше.

Впрочем, если говорить о культуре, не могу не отметить наличие на борту специальной "курительной арии" - сразу понятно: любят тут, на "Адриане", оперу...


Что приятно, даже радар судна намекает "отвалившейся" буквой - какой именно порт является в круизе базовым.


И вот наконец последние минуты швартовки у одесского причала...


К Adriana, пыхтя, подходит буксирчик "Сфинкс" (я искренне верю, что богатая тема названий портовых буксиров ещё ждёт своего исследователя) и судно негостеприимно начинают подталкивать к выходу из гавани.


Если в этот момент залезть на самую верхнюю палубу и свеситься вниз, можно увидеть, как в рацию ругается капитан наставник...



Капитан-наставник Василий Боровский (вид сверху)

Ну, а такая фотография в обязательном порядке есть у каждого покидавшего Одесский порт на чём угодно - от резиновой лодки до огромного океанского лайнера.


Завтра мы будем уже в Севастополе, и именно он - тема следующей главы круизных путевых заметок.


(Продолжение - в ближайшие дни)


©пециально для "Глобуса Одессы".
Subscribe

  • День дня

    Панксутони, пацаны. Панксутони. Это главное сегодня, в отличие от того, как бы хотелось нам всем там, в Украине. Но главное - именно Панксутони и…

  • День рождения дня

    С именинником нас всех. Пока без комментариев... Видео:

  • Подфлажники дня

    Мы продолжим самую актуальную сегодня в Украине тему. Ну, вот реально приблизительно так. Фото:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • День дня

    Панксутони, пацаны. Панксутони. Это главное сегодня, в отличие от того, как бы хотелось нам всем там, в Украине. Но главное - именно Панксутони и…

  • День рождения дня

    С именинником нас всех. Пока без комментариев... Видео:

  • Подфлажники дня

    Мы продолжим самую актуальную сегодня в Украине тему. Ну, вот реально приблизительно так. Фото: